
Автоматизация магазина продуктов
Изучаем цели и особенности бизнес-процессов продуктового магазина.
О чем эта статья
Итак, мы продолжаем разбирать кейсы по автоматизации на примерах различных отраслей бизнеса. Темой данной статьи стала автоматизация магазина продуктов.
Для удобства навигации, статья разбита на следующие темы:
Зачем же нужна автоматизация магазина продуктов?
Автоматизация всегда приносит положительный эффект в бизнес, независимо от размера. Даже для маленьких магазинов в формате «мини-маркет» или «у дома», автоматизация становится необходимым и выгодным решением. Системы учета и отчетности существенно оптимизируют процессы и позволяют сократить временные затраты на рутинные операции.
Зачастую, владельцем и единственным сотрудником магазина у дома становится один и тот же человек. Установка программы позволит формировать отчеты сразу по факту продаж, не нужно будет получать данные из разных таблиц и листочков. А дополнительное оборудование, такое как сканер штрих-кодов и принтер этикеток позволят ускорить процессы продаж, приёмки и инвентаризации товаров.
В случае больших магазинов, автоматизация позволяет улучшить и оптимизировать процессы обработки заказов, при этом сокращаются очереди, а это повышает лояльность ваших клиентов. Всё это приводит к повышению прибыли, улучшению обслуживания клиентов и удержанию конкурентных позиций на рынке. Автоматизация также обеспечивает актуальность базы данных даже при высоком объеме продаж, что способствует точности и надежности в управлении товарными запасами.
Особенности бизнеса
Магазин продуктов, как и любой другой бизнес, имеет свои уникальные черты, которые необходимо учитывать при автоматизации. Вот некоторые особенности в данной отрасли:

- Учет товаров: нужно отслеживать остатки на складе, контролировать приход и расход товаров, а также контролировать брак. Это позволяет избежать нехватки товаров или излишков, оптимизировать закупки и улучшить управление запасами.
- Кассовые операции: Необходимо быстро и точно обслуживать клиентов, чтобы не скапливалась очередь.
- Управление персоналом: Нужно контролировать работу сотрудников, отслеживать их рабочее время, производительность и выполнение задач.
- Управленческая отчетность: Автоматизация предоставляет руководству магазина доступ к разнообразным управленческим отчетам, статистике продаж, аналитике и финансовой информации. Это помогает принимать более обоснованные решения и планировать стратегию развития магазина.
- Взаимодействие с клиентами: приветствуется использование программ лояльности, рассылать персонализированные предложения, собирать отзывы клиентов и улучшать взаимодействие с ними. Это способствует увеличению лояльности клиентов.
В целом, автоматизация магазина продуктов помогает повысить эффективность работы, снизить операционные издержки, улучшить обслуживание клиентов и принимать более обоснованные решения для развития бизнеса.
Ошибки отсутствия автоматизации
В магазинах без автоматизации руководителям часто сложно контролировать работу сотрудников и учет товаров, особенно если товары находятся в отдаленных местах. Ручное обслуживание замедляет процессы продаж и делает сложным определение лучше продающихся товаров и «локомотивов» бизнеса.
Отсутствие автоматизации приводит к проблемам с контролем и учетом товаров, что в свою очередь может привести к воровству и потерям для владельцев магазинов. Также сложно определить эффективных и неэффективных сотрудников и оптимизировать штат персонала.
Неавтоматизированная отчетность о работе магазинов ухудшает качество руководства, так как руководителям сложно получить прозрачную информацию о всех магазинах в одном месте и статистику оборотов и прибыльности в реальном времени.

Автоматизация магазина продуктов: преимущества
- Эффективность работы персонала и руководства значительно повышается, что приводит к увеличению скорости обслуживания покупателей.
- Контроль над работой сотрудников осуществляется как на местах, так и в удаленном режиме, а также учитываются расчеты с ними.
- Ведется учет расчетов с партнерами, а также планирование расчетов за поставленный товар.
- Упрощается учет товаров и подбор ассортимента, и инвентаризация магазина становится более легкой.
- Автоматически формируются управленческие и бухгалтерские отчеты, и обмен информацией между торговыми точками становится более эффективным с раздельным документооборотом.
- У руководителя (владельца) магазина появляется возможность просматривать управленческую отчетность по всем магазинам в единой базе данных и получать статистику оборотов и прибыльности в реальном времени.
Что нужно для автоматизации

- Товароучетная программа для ведения учёта товаров и составления отчётов;
- Касса или смарт-терминал для выдачи чеков;
- Весы для весовых товаров;
- Вспомогательное торговое оборудование для упрощения ведения бизнеса.
Выбирая ПО и оборудование для магазина у дома, многие ориентируются на цену. Мы полностью согласны с этим, ведь у небольшого магазина требования к программе значительно ниже, чем у крупных торговых объектов.
Однако надежность специализированного оборудования, такого как кассы, весы и сканеры штрих-кодов, имеет огромное значение для небольшого магазина. Часто в продуктовых магазинах скапливается очередь в пиковые часы, поэтому крайне важно быстро и качественно обслужить каждого клиента.
Теперь рассмотрим каждый пункт подробнее.
Программа для учёта
Для учета продаж и управления товарным запасом используется специализированное программное обеспечение. Оно позволяет принимать платежи, вести товарный учет, работать с различным оборудованием и обеспечивать высокую скорость работы. Учитывая особенности бизнеса, мы рекомендуем несколько вариантов:
- 1С:Розница (стоимость от 4 000 рублей);
- 1С:Управление нашей фирмой (УНФ) (стоимость от 6 000 рублей).
Обе программы имеют удобное рабочее место кассира (РМК) и синхронизируются с 1С:Бухгалтерия для удобства сдачи отчётности. В программах содержатся отчёты для расчета прибыли бизнеса и данные о продажах для руководителя.
Отличительной особенностью УНФ является встроенная CRM-система для рассылки клиентам персонализированных предложений и скидок.
Также мы рекомендуем вам обратить внимание на сервис 1С-Товары. Он позволяет эффективно управлять запасами, учетом товаров, продажами и другими бизнес-процессами, облегчая работу магазина и повышая его эффективность за счет использования сервера прогнозирования. Пример еженедельного отчета можно посмотреть здесь.
Стоит отметить, что использование программы не всегда рационально, если на рабочем месте кассира нет компьютера. Тогда на помощь приходит смарт-терминал, в следующем разделе описали этот вариант.
Касса

В соответствии с требованиями закона, большинство предпринимателей должны использовать онлайн-кассы. К онлайн-кассе также нужен фискальный накопитель (ФН) и банковский терминал для приёма безналичных платежей.
Зачастую в продуктовом магазине крайне ограниченное пространство, поэтому мы рекомендуем миниатюрные модели касс. Также часто в подобных магазинах используется такой вариант, как смарт-терминал. Это кассовый аппарат, который имеет встроенную программу для ведения учёта. Он удобен тем, кому необходим начальный этап автоматизации, так как к нему можно подключить сканер и весы, а также вести складской учёт.
Пример: АТОЛ 30Ф или Эвотор 7.3. Стоимость от 26 000 рублей.
Весовое оборудование

Весы — обязательный элемент при продаже весовых товаров. А при продаже продуктов питания — это строго необходимое оборудование.
Пример: Весы АТОЛ Marta. Стоимость от 3 800 рублей.
Вспомогательное оборудование
1. Сканер штрих-кодов
Сканер — незаменимый помощник любого современного магазина. Он в разы ускоряет процесс продажи, приёмки, инвентаризации и списания товаров, в сравнении с ручным вводом данных в систему. Также он снижает вероятность ошибки при выборе товара.
Пример: Проводной сканер MERTECH 2210 P2D SUPERLEAD или Беспроводной сканер G-Sense IS1401R. Стоимость от 5 400 рублей.

2. Дисплей QR-кодов
Как вы уже знаете, сейчас активно развивается вариант оплаты через QR-код. Этот вариант выбирают многие, так как он предоставляет предпринимателю пониженный процент банковской комиссии и мгновенное зачисление средств на счет.
А присоединив дисплей к 1С или смарт-терминалу, QR-код будет формироваться автоматически, а сумма оплаты будет «зашита» в код. Клиенту останется только отсканировать его и нажать «Оплатить».
Пример: Дисплей QR-кодов MERTECH QR-PAY. Стоимость 4 800 рублей.

3. Денежный ящик
Хотя это необязательная покупка, он обеспечивает безопасное хранение наличных денег. Для доступа к ящику можно использовать ключ или автоматическую команду от кассы при пробитии чека.
Пример: Электромеханический денежный ящик G-Sense 335S или Механический денежный ящик АТОЛ SB-245. Стоимость от 2 700 рублей.

4. Принтер этикеток
Термопринтер позволит распечатать ценники и штрихкоды для товаров для ускорения их продажи. Также принтер может быть полезен для оптимизации работы склада и во время инвентаризации.
Для магазина у дома достаточно будет обычного термопринтера, так как этикетки там используются не более 6 месяцев.
Пример: Термопринтер этикеток MERTECH LP58 EVA или Принтер этикеток АТОЛ BP21. Стоимость от 10 100 рублей.

5. Терминал сбора данных (ТСД)
Работающий в комплексе с 1С ТСД позволит ускорить проведение инвентаризации в 3 раза, в сравнении с подсчётом вручную на листочке.
Пример: Терминал сбора данных АТОЛ Smart.Slim или Терминал сбора данных UROVO DT40. Стоимость от 18 500 рублей.

Выводы
Автоматизация магазина продуктов повышает эффективность, упрощает управление запасами и персоналом, облегчает взаимодействие с клиентами и обеспечивает более точный контроль над финансами, что способствует улучшению работы и повышению доходности бизнеса.
Минимальная стоимость автоматизации начинается от 30 000 рублей (Эвотор 7.3+АТОЛ MARTA). Уже с первых дней работы автоматизированного продуктового магазина можно будет заметить положительный результат. А с течением времени расходы на программное обеспечение и установку оборудования полностью окупятся.
Нужна автоматизация магазина продуктов?
Тогда заполняйте форму ниже. Наши специалисты ответят на все вопросы и помогут вам!
Похожие статьи:




Комментарии: