Изменения в налоговом законодательстве России с 2025 года
Разбираем, кого коснутся грядущие изменения и какова цель их введения.
В 2025 году в России планируются существенные изменения в налоговом законодательстве, затрагивающие налог на доходы физических лиц (НДФЛ), налог на прибыль и упрощенную систему налогообложения (УСН). Эти изменения указываются в проекте Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и отдельные законодательные акты РФ». Их разработали для модернизации налоговой системы. Рассмотрим подробнее каждое из нововведений.
Новая прогрессивная шкала НДФЛ
С 2025 года планируется внедрение новой пятиступенчатой шкалы налогообложения доходов физических лиц (НДФЛ). В настоящее время ставка НДФЛ составляет 13% для большинства налогоплательщиков, а для доходов, превышающих 5 млн руб. в год, ставка увеличивается до 15%. Новая шкала предусматривает следующие ставки:
- 13% — доход до 2,4 млн руб. в год;
- 15% — доход от 2,4 млн до 5 млн руб. в год;
- 18% — доход от 5 млн до 20 млн руб. в год;
- 20% — доход от 20 млн до 50 млн руб. в год;
- 22% — доход свыше 50 млн руб. в год.
Эти ставки будут применяться к основной налоговой базе, включающей доходы по трудовым и гражданско-правовым договорам, а также доходы льготных категорий нерезидентов. Для отдельных видов доходов, таких как дивиденды и страховые выплаты, планируется сохранить ставки на уровне 13% и 15%.
По планам, новая шкала повлияет на повышение налоговой нагрузки на группы населения с высоким уровнем доходов.
Также предполагается введение ряда изменений, касающихся стандартных налоговых вычетов. Например, увеличится размер вычета на детей и появится новый вычет для участников комплекса ГТО, прошедших диспансеризацию. Эти меры направлены на поддержку семей с детьми и стимулирование здорового образа жизни среди населения.
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Вероятные изменения коснутся и организаций. Так планируется, что с 2025 года организации и ИП, применяющие УСН, будут обязаны уплачивать налог на добавленную стоимость (НДС). В настоящее время УСН освобождает налогоплательщиков от уплаты НДС, за исключением некоторых случаев, таких как импорт товаров. Но новое требование уплачивать НДС направлено на выравнивание условий ведения бизнеса для всех налогоплательщиков и увеличение доходов бюджета.
Для поддержки малого бизнеса предусмотривается освобождение от уплаты НДС для упрощенцев, у которых доходы за предыдущий год (2024 год) не превысили 60 млн руб. Для получения такого освобождения необходимо подать уведомление в налоговую инспекцию по месту учета. Это уведомление можно направить через телекоммуникационные каналы связи, через личный кабинет налогоплательщика или по почте заказным письмом. Форма уведомления будет утверждена ФНС России.
Если в течение налогового периода доходы компании или ИП с УСН превысят 60 млн руб., то они теряют право на освобождение от уплаты НДС с 1-го числа месяца, в котором произошло превышение и НДС у них будет равняться:
- При доходах от 60 до 250 млн руб. — НДС будет равняться 5%;
- При доходах от 250 до 450 млн руб. — 7%;
- При доходах свыше 450 млн руб. — 20%, как и в случае с общей системой налогообложения.
Что ещё изменится для организаций на УСН
Законопроект также предусматривает повышение лимитов доходов и остаточной стоимости основных средств (ОС) для применения УСН. В настоящее время, чтобы перейти на УСН, организация должна иметь доходы за 9 месяцев текущего года, не превышающие 112,5 млн руб. И эта величина ежегодно индексируется на коэффициент-дефлятор. А по плану, с 2025 года лимит доходов для перехода на УСН увеличится до 337,5 млн руб. Максимально возможная сумма доходов на УСН повысится до 450 млн руб. вместо текущих 200 млн руб. (с учетом индексации 265,8 млн руб. в 2024 году). Лимит остаточной стоимости ОС увеличится с 150 млн руб. до 200 млн руб.
Кроме того, с 2025 года планируется отменить повышенные ставки по УСН (8% и 20%) для налогоплательщиков с доходами свыше 150 млн руб. и до 200 млн руб. Таким образом, независимо от суммы дохода в пределах 450 млн руб. будут действовать базовые ставки: 6% (при объекте налогообложения «доходы») или 15% (при объекте налогообложения «доходы минус расходы»).
Налог на прибыль
Согласно законопроекту, с 2025 года ставка налога на прибыль для организаций повысится с 20% до 25%. В настоящее время налог на прибыль распределяется следующим образом: 3% отчисляется в федеральный бюджет, а 17% — в бюджеты субъектов РФ. С 2025 года доля федерального бюджета увеличится до 8%, что приведет к увеличению совокупной ставки налога до 25%.
Изменения также затрагивают ставки налога для некоторых категорий плательщиков:
- ИТ-организации: В настоящее время ИТ-организации с государственной аккредитацией и долей дохода от ИТ-деятельности не менее 70% освобождены от уплаты налога на прибыль. С 2025 года для таких организаций устанавливается ставка 5% для федерального бюджета и 0% для региональных бюджетов на период с 2025 по 2027 годы.
- Личные фонды: Ставка налога для личных фондов увеличится с 15% до 22%. Из этой суммы 9% будут зачисляться в федеральный бюджет, а 13% — в региональные бюджеты.
- Иностранные компании: Прибыль иностранных организаций, не связанная с деятельностью в РФ через постоянное представительство, будет облагаться налогом по ставке 25% вместо текущих 20%.
Законопроект также предусматривает изменения в применении повышающих коэффициентов при учете отдельных видов расходов. В настоящее время с коэффициентом 1,5 учитываются расходы на приобретение и создание основных средств и нематериальных активов в сфере искусственного интеллекта и высоких технологий. С 2025 года такие расходы будут учитываться с коэффициентом 2, что должно стимулировать инвестиции в эти сферы.
Введение федерального инвестиционного вычета
В рамках налоговой реформы предусматривается введение федерального инвестиционного вычета, который позволит снижать сумму налога на прибыль, направляемую в федеральный бюджет, за счет затрат на приобретение и модернизацию основных средств и нематериальных активов. Этот вычет может покрывать до 50% совокупности таких расходов.
Снижение налога (или авансового платежа) будет происходить в том периоде, когда основные средства или нематериальные активы введены в эксплуатацию или их стоимость была изменена. Таким образом, сумма налога может уменьшаться до нуля. Если вычет превышает сумму налога, разницу можно использовать для уплаты налога в будущем. Однако правительство установит максимальный срок, в течение которого можно учесть остаток вычета.
Решение об использовании федерального инвестиционного вычета должно быть отражено в учетной политике организации. Этим вычетом смогут воспользоваться налогоплательщики, связанные с лицом, которое понесло расходы на приобретение основных средств или нематериальных активов.
Однако не все компании смогут воспользоваться этим вычетом. Исключения включают иностранные организации — налоговые резиденты РФ, участники соглашений о защите и поощрении капиталовложений, компании, занимающиеся добычей углеводородного сырья, и производители подакцизных товаров.
Основные средства и нематериальные активы, на которые применили федеральный инвестиционный вычет, не подлежат амортизации. Если такие объекты выбудут до окончания срока их полезного использования, организация обязана восстановить и уплатить в бюджет сумму налога, не уплаченную из-за применения вычета, вместе с начисленными пенями.
Важность своевременных обновлений программного обеспечения
Программы 1С известны своей быстрой адаптацией под изменения законодательства. Это является критически важным для своевременного соблюдения новых нормативных требований. В связи с предстоящими изменениями в налоговом законодательстве, компания «1С» оперативно внесет необходимые корректировки во все свои конфигурации. Это позволит пользователям программ 1С продолжать работу в соответствии с актуальными нормами законодательства, не сталкиваясь с рисками налоговых санкций из-за несоответствия отчетности новым требованиям.
Для того чтобы обеспечить непрерывное получение обновлений и своевременную адаптацию программ под изменения законодательства, крайне важно, чтобы у вас был подключен договор информационно-технологического сопровождения (ИТС). Подключение ИТС позволяет получать все обновления для конфигураций 1С в автоматическом режиме, обеспечивая корректность ведения учета и отчетности. В таком случае вы можете быть уверены, что все изменения в налоговом законодательстве будут оперативно учтены и отражены в используемых вами программах.
Заключение договора ИТС также дает доступ к технической поддержке, что позволяет решать возникающие вопросы по ведению учета и налогообложению в кратчайшие сроки. В условиях динамичных изменений законодательства это становится особенно актуальным.
Заключение
Предстоящие изменения в налоговом законодательстве России с 2025 года ориентируются на создание более справедливой и стимулирующей системы налогообложения, которая поддержит развитие определенных секторов экономики, улучшит администрирование налогов и увеличит доходы бюджетов различных уровней. Введение новой прогрессивной шкалы НДФЛ, изменения в упрощенной системе налогообложения, повышение ставки налога на прибыль и введение федерального инвестиционного вычета — все эти меры призваны модернизировать налоговую систему и сделать ее более эффективной.
Своевременное обновление программного обеспечения для ведения учета и отчетности, таких как 1С, становится ключевым фактором успешной адаптации бизнеса к новым налоговым требованиям. Подключение договора ИТС обеспечивает оперативное получение всех необходимых обновлений и поддержку, что позволяет минимизировать риски несоответствия новым нормативным актам.
Таким образом, налоговая реформа 2025 года представляет собой значительный шаг вперед в совершенствовании налогового регулирования в России, и успешная адаптация к этим изменениям возможна благодаря надежному программному обеспечению и своевременной поддержке.
Остались вопросы?
Тогда заполняйте форму обратной связи ниже, и мы проведем персональную консультацию для вас!
Комментарии: